Создание интерактивной 3D-модели офисного кресла: от концепции до веб-интеграции

Создание интерактивной 3D-модели офисного кресла: от концепции до веб-интеграции

Введение

Интерактивные 3D-модели становятся стандартом для презентации продуктов в цифровом пространстве. Они позволяют потенциальным клиентам детально изучить товар, настроить его параметры и принять обоснованное решение о покупке. В этой статье мы детально разберем процесс создания 3D-модели офисного кресла: от начального моделирования в Blender до интеграции в веб-приложение с полным интерактивного конфигуратора.

Зачем бизнесу нужны интерактивные 3D-модели

Преимущества для маркетинга

Интерактивные 3D-модели кардинально меняют подход к демонстрации продуктов. Вместо статичных фотографий клиенты получают возможность:

Для руководителей отделов маркетинга это означает увеличение конверсии, снижение количества возвратов, повышение вовлеченности пользователей, а также усиление SEO за счет увеличения длительности пребывания пользователя на сайте при рассмотрении им деталей 3Д-модели.

Технические преимущества

С точки зрения CTO и технических лидеров, интерактивные 3D-модели решают несколько критических задач:

Этап 1: Моделирование геометрии в Blender

Создание базовой формы

Процесс начинается с создания базовой геометрии кресла в Blender. На начальном этапе модель представляет собой простую серую форму без текстур, что позволяет сосредоточиться на правильных пропорциях и эргономике.

Ключевые элементы создаваемой нами модели:

Применение модификатора Subdivision Surface

Для получения гладких, органических форм используется модификатор Subdivision Surface с алгоритмом Catmull-Clark. Это позволяет:

Настройки модификатора:

Модульная структура модели

Модель разделена на логические компоненты:

Мы используем максимально простые названия для элементов моделей, могущие не всегда точь-в-точь отражать суть элемента в английском языке, поскольку это не требует дополнительного процесса перевода более сложных слов спустя месяцы/годы возврата к редактированию модели. Как следствие это немного ускоряет процесс оперирования отдельными элементами.

Такая структура упрощает последующее текстурирование и позволяет независимо работать с каждым элементом.

Этап 2: UV-развертка

Подготовка к текстурированию

UV-развертка — это процесс "раскрытия" 3D-модели в двухмерное пространство для нанесения текстур. Для качественного результата необходимы:

  1. разметка швов — определение мест, где модель будет "разрезана" для развертки;
  2. оптимизация — минимизация искажений и растяжений текстур;
  3. эффективное использование пространства — максимальное заполнение UV-карты.

Техника Smart UV Project

Для сложных объектов используется автоматический метод Smart UV Project, который:

Этап 3: Текстурирование в Adobe Substance 3D Painter

Работа с материалами

Adobe Substance 3D Painter предоставляет профессиональные инструменты для создания реалистичных материалов. Процесс включает:

Создание базового материала

Работа с модульной структурой Каждый компонент кресла (спинка, сиденье, подлокотники, основание) текстурируется отдельно с разрешением 2048x2048 пикселей. Это позволяет:

Настройка материалов для разных частей

Обивка (спинка и сиденье)

Подлокотники

Основание и опора

Экспорт текстур

После завершения текстурирования все карты экспортируются в стандартных форматах:

Этап 4: Интеграция в веб-приложение

Выбор технологий

Для веб-интеграции используется стек:

Особое внимание обратите на r3f. Именно он позволяет загружает модели так быстро, что в процессе интерактива вкладка браузера с моделью редко забирает свыше 300 Мб. Для сравнения: на чистом Three.js, который используется "под капотом" r3f, модель может потреблять до 2000 Мб памяти.

Загрузка и оптимизация модели

Система LOD (Level of Detail) Для обеспечения производительности реализована система 2-уровней детализации модели:

Оптимизация текстур Здесь имело место следующее:

Создание интерактивного конфигуратора

Элементы управления

Для создания интерактивности, в основном для целевой аудитории 30+ лет, нами был создан специальный пульт управления моделью (ее вращением, управлением размера и т.п.), ассоциативно похожий на пульт для телевизора.

Пульт управления включает следующие функции:

  1. масштабирование — кнопки увеличения и уменьшения; плавная анимация переходов; сохранение выбранного масштаба;
  2. вращение — D-pad для управления по осям; автоматическое вращение с возможностью остановки; плавные переходы между состояниями;
  3. настройка цвета обивки — выбор из предустановленных цветов (бежевый, красный); динамическое изменение материалов в реальном времени; сохранение выбранного варианта;
  4. управление освещением — режим "День" — яркое естественное освещение; режим "Ночь" — приглушенное искусственное освещение;
  5. таблица с техническими характеристиками товара; интерактивные подсказки.

Однако также в ряде случаев используется другой метод, когда вместо пульта при первичной загрузки модели появляются всплывающие окна с интерактивным обучением. Мы предпочли способ с пультом, т.к. он позволяет не запоинать сложных настроек, а видеть их сразу перед собой. На мобильных устройствах это немного может усложнять восприятие модели, т.к. пульт способен занимать треть экрана смартфона, поэтому также с пультом была придумана кнопка, позволяющая уменьшать пульт до маленькой кнопки.

Также обратите внимание на таблицу технических характеристик. В российских реалиях мало кто встраивает эти характеристики прямо в страницу модели и, как видится, зря, поскольку пользователю тогда приходится возвращаться на предыдущую страницу, а здесь он видит характеристики сразу, что уменьшает количество этапов в воронке покупки товара. На наш взгляд, влияние этой опции недооценено.

Интерактивные точки (Hotspots)

Hotspots — это интерактивные маркеры на модели, которые предоставляют дополнительную информацию о ключевых элементах модели, в нашем случае кресла.

Реализованные hotspots:

  1. Эргономичная спинка — позиция: верхняя часть спинки; описание: анатомически правильная форма, поддержка позвоночника; технология: автоматическая остановка вращения при наведении;
  2. Премиальные подлокотники — позиция: область подлокотников; описание: высококачественная кожа, эргономичная форма; особенности: снижение нагрузки на плечевой сустав;
  3. Saddle Technology — позиция: область сиденья; описание: революционная технология распределения веса; преимущества: улучшение кровообращения, предотвращение онемения.

Техническая реализация:


Продолжение следует...